Про Финифть
Финифтью назывались все виды эмали в Древней Греции и Византии, отсюда в 10 веке это искусство пришло к нам в Россию. В переводе с греческого – «светлый, блестящий камень». Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали.
Развитие финифти в разные времена обусловлены подъемом художественной культуры общества, ярким расцветом той или иной из национальных художественных школ. Например, становление во Франции (12-13вв) эмальерного центра в Леможе, мастера финифти местных художественных школ Герата и Исфахана.
Во взаимодействии с различными видами графического мастерства: техника кладки мозаичного панно, витраж - оконная эмаль, развивалось искусство расписной финифти. Но в течение короткого времени искусство финифти какой-либо национальной школы переживало бурный расцвет, вспышку, за которой угасало и даже полностью исчезало. По этой причине прекратили свое существование знаменитые мастерские финифти Венеции Толедо, Мадрида, Дрездена, Стамбула, Багдада.
Школа же русской финифти характеризовалась стабильностью, накапливала опыт; художники осваивали новые приемы, проводили опыты сочетания финифти со сканью, скань от др. русского – скать, свивать. Стремясь к разнообразным и оригинальным сочетаниям техник финифти, мастера варьировали технические и художественные средства, это усиливало декоративный эффект их произведений, в своих работах они использовали несколько приемов наведения финифти - ни одна из европейских и азиатских школ такого не могла сделать.
В отечественном искусстве финифти сложились две формы производства изделий из металла, с одной стороны – крупные мастерские при Великокняжеских и Патриарших дворах, с другой стороны – мелкие кустарные мастерские при монастырях. Художники придворных мастерских располагали большим выбором ювелирных материалов, техническим базой, первыми осваивали новшества, отдавая дань моде. Искусство эмальеров кустарных мастеров связано с бытовым укладом, религиозными идеалами, опыт набирался от поколения к поколению, а источником средств пополнения выразительности служили достижения родственных видов народного искусства: узоры резьбы по дереву, кости, вышивка.
Творчество мастеров региональных художественных центров, сохранивших многообразие местных традиций, представляет добротный фонд для столичных школ искусства. Благодаря участию мастеров Новгорода, Великого Устюга, Ярославля, Костромы в создании почти всех значительных произведений столичных школ, форма и декор этих изделий отличается свежестью, разнообразием, выразительностью. Творческая база, опыт отличали русскую школу финифти от всех европейских и азиатских школ.
В середине 18 века складывается промышленная форма производства финифти (например, великоустюгожеская фабрика Поповых), но спад спроса привел к закрытию фабрики. И лишь в середине 19 столетия промышленное производство возобновилось, но был сделан акцент на принципы индивидуализированного творчества художников и технического воплощения их эскизов и образцов. Основную роль на фабриках играл творческий труд многочисленных работников и лишь чисто технические вспомогательные операции выполнялись при помощи механизмов и станков.
В своем творчестве художники обращались к богатейшему наследию искусства художественного обработки металла 16-17 столетий, современному народному творчеству, к произведениям зарубежных мастеров разных эпох.
Итак, в качестве основания росписи по эмали используется тонкая медная пластинка, выпуклая с лицевой стороны. Основа для живописи – эмалевый грунт, который наносится в 3 слоя, каждый грунт высушивается в сушильном шкафу или обжигается в муфельной печи при температуре 700-800 0С. Заготавливается рисунок на бумаге, чистый лист бумаги подкладывается по рисунок и прокалывается иголочкой. Точечный отпечаток рисунка накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается сажей, смешанной со скипидаром, в результате, рисунок переводится на эмалевую основу. Кистью делается «подмалевок»- наносятся основные цвета. Затем пластинка обжигается в муфельной печи, где краски приобретают яркость и блеск. Пластинка остужается, следует первая прописка, затем пластинка вновь просушивается, обжигается, остужается. При второй прописке выявляются второстепенные детали, уточняются цветовые отношения. Проводится 3-й обжиг. Если миниатюра сложная требуется от 4 до 8 прописок. Законченный вид ювелирному изделию придает оправа.
Роспись не подвергается воздействию таких разрушительных факторов как свет, влажность, перепад температуры.